Юрист «Алексей Пуха и Партнеры» Карина Бордунова подводит итоги почти двухлетнего существования частного элемента дуальной системы исполнения судебных решений
Исполнение судебных решений – очень важный заключительный этап в защите прав лиц, в пользу которых должники добровольно не исполняют решения. В Украине данный вопрос является достаточно проблематичным по сравнению с другими иностранными государствами, что дает основания считать государство неспособным защитить нарушенные права граждан. Как усматривается из практики, в Европейский суд по правам человека поступает множество жалоб по вопросу, связанному с неисполнением судебных решений национальных судов. Таким образом, в целях урегулирования указанных недостатков в законодательстве в 2016 году приняты Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве», которыми внесены изменения относительно системы исполнения судебных решений создан и внедрен институт частного исполнителя.
Особенности
Внедрение института частного исполнителя – это модернизация исполнительной службы, а именно обеспечение исполнения решений национальных судов негосударственной формой и повышение количественного показателя исполнения судебных решений.
В соответствии с законодательством Украины существуют некоторые особенности работы частного исполнителя. Прежде всего следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об исполнительном производстве» частный исполнитель не имеет права исполнять следующие решения:
1) об отобрании и передаче ребенка, установлении свидания с ним или устранении препятствий в свидании с ребенком;
2) по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета;
3) по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;
4) по которым взыскателями является государство, государственные органы;
5) административных судов и Европейского суда по правам человека;
6) предусматривающие совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
7) о выселении и вселении физических лиц;
8) по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;
9) о конфискации имущества;
10) исполнение которых отнесено данным Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;
11) другие случаи, предусмотренные этим Законом и Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».
В течение первого года занятия деятельностью частного исполнителя частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Отсюда усматривается, что законодатель все же предусмотрел некоторые отличия от работы государственного исполнителя и установил определенные ограничения в действии частного исполнителя.
О дополнительных требованиях к частному исполнителю, о фиксированном вознаграждении и недостатках работы негосударственных исполнителе вы сможете прочесть в материале ЮРИСТ&ЗАКОН по ссылке. Для получения доступа к другим материалам информационно-правовой системы ЛИГА:ЗАКОН, воспользуйтесь свободным тестом и оцените весь масштаб и преимущества предоставляемых услуг.
Источник: jurliga.ligazakon.ua
Остались вопросы? Обращайтесь!
Поделиться: