Реорганизация может положительно повлиять на работу таможни
Компании продолжают сталкиваться с трудностями на украинской таможне. Несмотря на заявленные реформы нового руководства, бизнес по-прежнему отмечает, что сегодня робота этих структур далека от идеала.
Напомним, еще в марте этого года Кабмин утвердил положение о налоговых и таможенных службах, согласно которому в Украине появилась Государственная таможенная служба. Новое руководство уже заявило о намерении сократить количество региональных таможен с 26 до 16 (на 40%).
Если говорить о трудностях, с которыми сегодня сталкивается бизнес на границе, то стоит учитывать несколько факторов. Прежде всего это ситуация, связанная с задержками товара при прохождении границы. Тут можно выделить несколько популярных причин:
«Говоря о возможных трудностях, стоит учитывать и объемы внешней торговли, которые согласно данным Госстата, растут с каждым годом. Этому способствуют подписания договоров о ЗСТ с ЕС, Канадой, Израилем и рядом других стран. Все больше отечественных производителей, в связи с ценовой и экономической ситуацией в стране, предпочитают экспортировать продукцию за границу, а возникновение общественных и частных организаций, которые помогают небольшим производителям продавать свой продукт за границу, только увеличивает тренд», — рассказал UBR.ua ведущий аналитик аналитического департамента компания Pro-Consulting Артем Черный.
Если проанализировать действия законодательной власти на протяжении последних нескольких лет, то сокращения и реорганизация таможен происходит не спонтанно. Просто, возможно, предыдущие органы власти не планировали сокращать их количество аж на 40%.
Подтверждением тому может служить введение системы «единого окна», которое в добровольном порядке действует с 1 февраля 2018 года. Суть этого введения – оптимизация осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины, а также возможность избегать физического контакта с контролирующими органами, что в свою очередь должно снизить уровень коррупции на границах.
И судя по результатам, улучшения все-таки есть. По данным проведенного опроса ЕБА – 36% предприятий-экспортеров отметили снижения уровня коррупции. Но и процент тех, кто не увидел изменений тоже довольно высок – 53%.
«Единое окно» должно также уменьшить время прохождения таможенного контроля.
«Поэтому исходя из факта, что доля грузов, подлежащих государственному контролю и которые оформляются по принципу «единого окна», составляют 89% от общего количества таможенных оформлений, сокращение и реорганизация таможен может и не стать большой проблемой. Но не стоит отвергать и коррупционный факт, ведь все равно найдутся люди, которые захотят воспользоваться ситуацией, будут требовать взятки и даже увеличат их размер», — говорит Артем Черный.
Сама идея «единого окна» – это хорошее решение для упрощения прохождения таможни, говорят эксперты, но за несколько лет ее до конца так и не смогли организовать эффективно. Были проблемы с прохождением санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического и радиологического контроля, а на самой таможне «узкими» местами оставались визуальный и лабораторный контроль.
Реорганизация может стать положительным фактором влияния на работу таможни. Ведь меньшее количество территориальных органов проще контролировать и при правильном руководстве и желании коррупционные риски можно снизить.
К тому же, говорят эксперты, если получится успешно провести реформу, то сэкономленные средства на административных расходах и расходах на содержание структур можно будет потратить на улучшение роботы остальных таможенных служб.
«Как и с каждым нововведением, риски тоже есть. Поэтому для того, чтобы минимизировать влияние реорганизации территориальных органов стоит прежде всего наладить роботу “единого окна” и проводить сокращение постепенно. Это поможет внести коррективы в процесс, или если сама процедура не оправдает ожиданий или даст сбой, то это поможет отказаться от нее с наименышими потерями», — резюмировал Артем Черный.
Читайте также:
Остались вопросы? Обращайтесь!
Поделиться: