Как будет работать автоматизированный арест денег на банковских счетах и что мешает исполнителям.
Банковские счета теперь будут арестовывать автоматизированно не только за долги по алиментам. Так, Приказом Минюста от 23 марта 2021 № 1061/5 упрощен порядок автоматизированного ареста средств должников на счетах в банках.
Если помимо указанного нового порядка автоматизированного ареста Минфин согласует с Минюстом и новый Порядок информационного взаимодействия органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов, Государственной казначейской службы и банков в процессе передачи платежных требований в электронной форме, то процедура будет выглядеть следующим образом.
Принятие этих изменений обусловлено сложностями, с которыми сталкивались исполнители при аресте средств должников, о которых ранее рассказал директор Директората правосудия и уголовной юстиции Минюста Александр Олийнык в колонке «Лиге:закон».
В первую очередь, проблема в получении информации о счетах обычных украинцев, которые не являются предпринимателями. В частности, банки часто отказываются предоставлять исполнителям информацию о номерах счетов должника и суммах средств, имеющихся на счетах должника.
«Исполнители сталкиваются с трудностями, которые связаны с отсутствием возможности в автоматизированном режиме:
По поводу проблемы с отсутствием возможности в автоматизированном режиме выявлять имеющиеся у должника счета в банке и узнавать сумму средств на них он отмечает следующее.
«Обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банках или других финансовых учреждениях, предшествует выявление исполнителем информации о таких счетах.
Такую информацию исполнитель получает в автоматизированной системе исполнительного производства путем направления запроса в Государственную фискальную службу. Вместе с тем, ГФС информация предоставляется только об имеющихся счетах должников – юридических лиц или физических лиц – предпринимателей.
К сожалению, получить информацию об имеющихся счетах должников – физических лиц возможно только путем направления требований на получение соответствующей информации во все банковские учреждения страны, поскольку централизованный учет таких счетов на сегодня отсутствует.
Согласно части первой статьи 60 Закона «О банках и банковской деятельности» информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка, является банковской тайной.
Статьей 61 этого Закона установлено, что банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны. Порядок раскрытия банковской тайны определен статьей 62 Закона «О банках и банковской деятельности». Так, информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками, в частности, органам ГИС, частным исполнителям по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве», о наличии и/или состояния счетов должника, движении денежных средств и операциях на счетах должника за конкретный промежуток времени, договоров должника о хранении ценностей или предоставление должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.
Указанное положение Закона «О банках и банковской деятельности» корреспондируется с положением п. 21 ч. 3 статьи 18 Закона «Об исполнительном производстве».
В то же время при реализации исполнителями указанных положений возникают определенные трудности в связи с неправильным толкованием банками этих положений.
Так, некоторые банки отказываются предоставлять исполнителям информацию о номерах счетов должника и суммах средств, имеющихся на счетах должника.
Только в течение 2020 органами государственной исполнительной службы зафиксировано 35757 случаев, когда банки, рассматривая требования государственных исполнителей о предоставлении информации о наличии и / или состоянии счета должника, вместо предоставления информации о номерах банковских счетов должника и остатков средств на них сообщают, что счет имеется или счет имеется, средств недостаточно или похожую информацию.
Это значительно усложняет процесс выполнения решений и приводит к нарушениям интересов сторон исполнительного производства. Кроме того, как требования на получение информации, содержащей банковскую тайну, так и постановления о наложении ареста на денежные средства, исполнители направляют в банковские учреждения по почте (кроме постановлений об аресте средств вынесенных в исполнительных производствах о взыскании алиментов).
Учитывая, что сейчас в Украине действует 73 банка, направление соответствующих требований и постановлений по почте занимает много времени и приводит к значительным затратам.
В связи с указанными причинами большинство исполнителей не используют требования на получение информации, содержащей банковскую тайну ко всем банкам. Указанное приводит к случаям неполной проверки исполнителем наличии средств у должника, что в свою очередь позволяет должнику свободно пользоваться средствами, при этом уклоняясь от выполнения соответствующих решений. Указанное существенно усложняет принудительное исполнение решений», – отмечает представитель Минюста.
Что касается отсутствия возможности в автоматизированном режиме списывать арестованные на счетах должника средства А. Олийнык подчеркивает следующее.
«Действующий механизм списания средств со счетов должника затруднен и занимает длительный промежуток времени, что в свою очередь препятствует исполнителю оперативно выполнить решение.
Так, согласно Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Нацбанка от 21.01.2004 №22, для принудительного списания средств исполнитель оформляет не менее чем в 3-х экземплярах платежное требование по форме, приведенной в приложении к Инструкции.
Согласно указаний по заполнению реквизитов расчетных документов и их реестров, указанных в приложении к Инструкции, в платежном требовании указывается дата принятия и проверки банком взыскателя платежного требования, подлежащего отправке в банк плательщика (банком или непосредственно взыскателем), или дата принятия банком получателя расчетного документа (реестра) для отправки в банк плательщика, что удостоверяются подписью ответственного исполнителя и оттиском штампа банка. Таким образом, из положений Инструкции № 22 следует, что органы ГИС перед отправкой платежного требования в банк должника должны передать его на проверку и проставление соответствующей отметки в орган Казначейства, а частные исполнители в банк, который их обслуживает. В дальнейшем после проверки платежных требований банками взыскателя и проставления соответствующей отметки органы государственной исполнительной службы (частные исполнители) принимают меры по отправке платежного требования в банк должника для принудительного списания средств.
Таким образом, на сегодня указанный документооборот платежных требований между органами государственной исполнительной службы (частными исполнителями), органами Казначейства и банками происходит в бумажном виде, в том числе с помощью средств почтовой связи, либо они доставляются самостоятельно, и это в то время, когда во всех сферах возрастает актуальность и важность цифровых технологий.
Приведенное значительно усложняет процесс исполнения решений, приводит к расходованию средств на осуществление расходов исполнительного производства и рабочего времени работников, а главное – нарушает интересы сторон исполнительного производства», – отмечает представитель Минюста.
Что поменял Минюст
В связи с этим, отмечает А. Олийнык, Минюст предложил:
Для введения возможности в автоматизированном режиме проверять имеющиеся у должника счета в банке и узнавать сумму средств на них Минюст предложил Национальному банку решить два вопроса:
И по инициативе Минюста постановлением правления НБУ от 12 февраля 2021 №18 такие изменения внесены в п. 3.10 главы 3 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны (предусмотрено, что информация о наличии и/или состоянии счетов должника должна содержать номера счетов, открытых должником в банке, а также суммы средств, которые имеются на таких счетах).
Собственно, эти изменения письмом НБУ от 16 марта 2021 были согласованы, и Минюст их уже внес Приказом от 23 марта 2021 №1061/5.
Далее, для реализации возможности исполнителей в автоматизированном режиме списывать обнаруженные на счетах средства должника Минюстом разработан проект приказа Министерства юстиции и Министерства финансов «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов, Государственной казначейской службы Украины и банков в процессе передачи платежных требований в электронной форме», который сейчас находится на согласовании в Министерстве финансов.
Как отмечает А. Олийнык, указанный проект приказа предусматривает введение механизма создания, передачи и проверки платежных требований на принудительное списание средств при принудительном исполнении судебных решений в электронной форме. Принятие такого приказа позволит ввести информационное взаимодействие между органами государственной исполнительной службы (частными исполнителями), органами Казначейства и банками в процессе передачи платежных требований в электронной форме.
Вместе с тем, по мнению Минюста, для полноценного внедрения описанной модели крайне важно подключения к ней всех банковских учреждений.
«По состоянию на 25 марта 2021 в Украине действуют 73 банка. На сегодня к системе автоматизированного ареста подключено 7 банков, 44 банка подключены к тестовой среде, на стадии консультаций и предварительных настроек относительно подключения к тестовой среды находятся еще 11 банков. То есть в ближайшее время к системе автоматизированного ареста будет присоединено 62 банка из 73. Учитывая это, а также то, что предложенная модель позволит автоматизировать всю взаимодействие между государственными, частными исполнителями и банками, значительно оптимизирует производственные процессы банковских учреждений, надеемся, что подключение всех банков к обновленной системы взаимодействия состоится максимально оперативно», – отмечает представитель Минюста.
Напомним, что согласно закону об исполнительном производстве исполнитель накладывает арест на средства должника немедленно после открытия исполнительного производства при условии указания взыскателем в заявлении банковских счетов должника. Это предусмотрено ч. 7 ст. 26 Закона «Об исполнительном производстве». Также исполнитель должен проверять каждые две недели имущественное положение должника в части выявления его счетов (статья 48 Закона «Об исполнительном производстве») и арестовать не позднее следующего рабочего дня со дня выявления счетов должника сумму средств, необходимую для удовлетворения требований по исполнительному производству (статьи 13, 48, 56 Закона «Об исполнительном производстве»). Кроме того, исполнитель обязан списывать арестованные на счетах должника средства (статьи 13, 48 Закона «Об исполнительном производстве»).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.
Поделиться: