Источник UBR.ua
Минфин издал приказ о новом порядке администрирования
Восемь новых реестров упростят оперативный учет налогов и сборов, а шансы пострадать от несостыковок госорганов существенно снизятся. Такие перспективы открывает приказ Минфина о новом порядке администрирования.
Бизнес поддерживает начинания, но подчеркивает, что все дыры не закрыты, а плюсы оценят только самые «диджитализированные» предприятия.
Новый порядок
15 марта Минюст зарегистрировал приказ Министерства финансов №5 от 12 января, которым утверждается «Порядок ведения налоговыми органами оперативного учета налогов, сборов, платежей и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Приказ официально обнародовали 26 марта. Он вступит в силу через 10 дней после этого (заработает 5 апреля).
Порядок нормирует правила ведения оперативного учета и с помощью автоматизированной системы предварительного и общего контроля обеспечивает достоверность учетных показателей о состоянии расчетов плательщиков с бюджетами и целевыми фондами.
Недостоверная информация
В первую очередь введение нового порядка направлено на обеспечение плательщиков полной информацией о состоянии расчетов с бюджетами и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования для принятия оптимальных управленческих решений.
Эксперты уточняют, что ошибки у налоговиков действительно нередкое явление.
«У нас была девушка, которая оформляла себе «фоп» на едином налоге. В личном кабинете налогоплательщика у нее было указано, что долгов перед бюджетом нет. Но при оформлении, когда налоговики проверяют особенно тщательно, вдруг появился долг, неуплата за недвижимость. Ее, конечно, оперативно погасили, но факт в том, что изначально долга не было. И не «всплыви» он тогда, то позже у нее были бы проблемы», – рассказала UBR.ua налоговый консультант Киевского центра поддержки развития бизнеса Александра Томашевская.
Реестры сопоставления
Для того, чтобы избежать подобных ошибок в налоговой базе, автоматизированная система, как следует из приказа Минфина, будет проводить ряд операций, которые разделены поровну на этапы предварительного и общего контроля.
- формирование реестров сопоставлений;
- анализ данных этих реестров;
- отработка реестров сопоставлений.
- генерирование модулей контроля по каждому реестру сопоставлений;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на генерирование всех модулей контроля в установленные сроки;
- маркировка учетных показателей на отчетные даты, которые прошли общий контроль.
При этом ключевую роль в автоматизированном учете оперативных данных играют восемь новых реестров:
- реестр сопоставления информации об уплаченных, возвращенных и возмещенных суммах по данным Казначейства и налоговых органов;
- реестр сопоставления сумм денежных обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, и учетных показателей, отраженных в интегрированной карте плательщика (ИКП);
- реестр сумм переплат по НДС со специальным статусом;
- реестр сопоставления сумм налоговых обязательств плательщиков, не связанных с нарушением налогового законодательства, определенных территориальным органом ГНС, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- реестр сопоставление сумм, определенных по результатам контрольно-проверочной работы, как согласованных, так и несогласованных в результате административного или судебного обжалования, и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- реестр сопоставления данных журнала рассрочек (отсрочек) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- реестр сопоставления данных журнала списания (возобновления) и учетных показателей, отраженных в ИКП;
- реестр контроля выполнения решений судов, вступивших в законную силу и не связанных с контрольно-проверочной работой.
Выгодно «цифровым» компаниям
Бизнес согласен, что эти меры, вероятно, упростят жизнь предпринимателям, хотя плюсы ощутят в первую очередь компании, работа которых уже полностью оцифрована.
«Компаниям, достаточно дижитализированным, возможно, пользование этими реестрами, связанными с их базами данных, позволит упростить масштабное стратегическое планирование. Если у вас есть база данных, и вам необходимо в долгосрочном планировании рассчитать для бизнес-плана, сколько вы потратите на налоги и ЕСВ, то, пользуясь этими реестрами сопоставлений, вы можете получить с этого пользу», – считает глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.
Правда, таких компаний, по его оценкам, менее 1%, а подавляющее число предпринимателей эти нововведения вряд ли оценят. Но и выгода для бизнеса будет только в том случае, если доступ к этим базам будет открыт.
В противном случае обилие реестров, которые вводят, чтобы упростить администрирование, сделают его, наоборот, более сложным.
«Я практик. Бухгалтеры знают: когда сводишь баланс, и он «не пляшет» на одну тысячную, это кажется, мелочью, но баланс не сходится. Система должна быть максимально простой, а у нас идет нагромождение реестров, нагромождение баз данных, которые часто не корреспондируются между собой. Это большая проблема», – считает Доротич.
По его словам, восемь новых реестров сопоставлений – это слишком много. Возможно, они и задуманы с благой целью, но часто в отечественных реалиях реестры играют совсем другую роль.
«У госслужащих – я ранее семь лет был госслужащим – есть такая пословица: «Есть три способа заработать деньги: брать взятки, пилить бюджет и создать реестр». Внесение данных, получение справки из реестра, корректировка – это все может стоить денег«, – резюмирует Сергей Доротич.