На практике в целях оказания неотложной помощи работникам и осуществления контроля за состоянием их здоровья на большинстве предприятий укомплектовывают аптечку со стандартным набором медикаментов, а на некоторых содержат пункты здравоохранения (здравпункты). На что обратить внимание работодателю, имеющему здравпункт, а также к каким бухгалтерско-налоговым последствиям приводит его содержание, читайте в предложенном материале.
Общие требования
В абзаце втором ч.1 ст.3 Основ законодательства о здравоохранении учреждение здравоохранения определено как юрлицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, основной задачей которых является обеспечение медобслуживания населения на основе соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников. Порядок создания, прекращения таких учреждений, особенности деятельности и классификация учреждений здравоохранения определяются законом (ч.2 ст.16 Основ законодательства о здравоохранении).
В Перечне № 385 можно выделить два вида учреждений здравоохранения, имеющих отношение к медпомощи работникам: медико-санитарную часть (в том числе специализированную), которая относится к многопрофильным лечебным учреждениям (пп.1.1.1) и пункт здравоохранения (здравпункт), который относится к амбулаторно-поликлиническим учреждениям (п.1.2).
Медико-санитарной частью называется городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенные исключительно для оказания медпомощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико-санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения (п.8 Пояснений к Перечню учреждений здравоохранения). То есть медико-санитарные части – это отдельные учреждения здравоохранения, которые структурно не являются частью предприятия. Поэтому мы не будем рассматривать особенности их создания и деятельности.
Здравпункт создается на предприятиях и входит в состав поликлиники или амбулатории (п.2 Пояснений к Перечню учреждений здравоохранения). Однако в настоящее время законодательство не определяет четкий порядок действий по открытию на предприятии такого здравпункта. И, руководствуясь здравой логикой, для функционирования здравпунктов, которые входят в состав другого учреждения здравоохранения, предприятиям не нужна лицензия на осуществление медицинской практики (такая лицензия будет у поликлиники или амбулатории, в состав которой входит здравпункт). Деятельность здравпункта осуществляется на основании договора между предприятием и соответствующим учреждением здравоохранения.
Ознакомившись с письмом Минздрава Украины от 24.03.2014 г. № 17/7755, можно сделать вывод, что здравпункты должны предоставлять вторичную помощь. При этом ч.1 ст.352 Основ законодательства о здравоохранении определено, что вторичная (специализированная) медпомощь – это вид медпомощи, которая может предоставляться в стационарных или амбулаторных условиях согласно планового порядка или в экстренных ситуациях и предусматривает консультирование и диагностику, лечение, реабилитационные и профилактические мероприятия при болезнях, травмах, отравлениях и др.; направление лиц, являющихся пациентами согласно медицинским показаниям, для получения специализированной медпомощи по другой специализации или высокоспециализированной медпомощи.
В зависимости от вида деятельности и количества работников на предприятии могут создаваться здравпункты двух типов: лечебные и фельдшерские. В приложениях к Приказу № 33 определены примерные штатные нормативы медицинского персонала учреждений здравоохранения, в том числе лечебных и фельдшерских здравпунктов, действующих на предприятиях. Указанные нормативы носят рекомендационный характер (п.2 Приказа № 33). Отметим, что в случае организации учреждений здравоохранения, для которых Приказом № 33 не предусмотрены примерные штатные нормативы, штатные расписания для них утверждаются по согласованию с Минздравом (п.3).
Кроме того, в приложениях к Приказу № 33 содержится требование о том, что предприятия, при которых создаются здравпункты, должны бесплатно предоставлять и содержать помещения здравпункта с обеспечением отоплением, освещением, водоснабжением, охраной, уборкой и ремонтом. Лечебные и фельдшерские здравпункты необходимо проектировать в составе промышленных предприятий в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04 с набором помещений в соответствии с заданием на проектирование (п.8.194 Строительных государственных норм Украины «Здания и сооружения. Учреждения здравоохранения. ДБН В.2.2-10-2001», утвержденных приказом Госстроя Украины от 04.01.2001 р. № 2).
Фельдшерские здравпункты согласно Приказа № 33 должны создаваться, в частности, при:
- промышленных предприятиях, портах и предприятиях связи с численностью работников не менее 500 на каждом;
- шахтах с численностью работников менее 500;
- объектах капитального строительства с численностью работников не менее 500 на каждом или на нескольких расположенных рядом объектах;
- предприятиях транспорта, которые не имеют лечебных здравпунктов, при численности работников не менее 500 или водителей – не менее 300 человек в каждом из них;
- предприятиях с количеством работников-инвалидов не менее 500;
- геологоразведочных, разведывательных и исследовательских партиях и экспедициях, не имеющих лечебных здравпунктов.
- Лечебные здравпункты создаются, в частности, при:
- промышленных предприятиях и объектах капитального строительства с численностью работников не менее 1200 в каждом из них или на нескольких расположенных рядом объектах капитального строительства;
- предприятиях транспорта и связи с численностью работников более 1200 в каждом, которые не имеют фельдшерского здравпункта.
Следует иметь в виду, что приведенный перечень предприятий, для которых устанавливается требование о наличии здравпунктов, не является исчерпывающим. Для некоторых типов предприятий требования обеспечения медицинского и санитарно-бытового обслуживания работников устанавливаются нормами отраслевого законодательства.
Так, согласно ст.46 Закона Украины от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» администрация предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования, в штаты которых входят водители, обязана обеспечивать водителей санитарно-бытовыми помещениями и оборудованием, а также помещениями для осуществления лечебно-профилактических мероприятий. Для медицинского контроля обслуживания водителей и их оздоровления предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования при численности водителей до 100 человек заключают договоры на их медобслуживание с территориальными медучреждениями, а при численности водителей 100 и более человек создаются специализированные медпункты, медико-санитарные части и т.п.
Здравпункт в структуре предприятия
Читайте также:
- Верховний Суд визнав за податковою право на встановлення обставин непереборної сили
- Рекламодавцям дозволили порівнювати свій продукт з товарами конкурентів: ухвалено законопроект
- Доктрина «плодів отруйного дерева»: як її застосовують суди
- Практика ЄСПЛ щодо надмірної тривалості судового провадження
- Податкові наслідки використання керівником службового автомобіля
Остались вопросы? Обращайтесь!