Цифровой налог. За что доплатят украинцы
Весь цифровой контент подорожает на 20-25%
В Украине хотят ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для компаний-нерезидентов, которые предоставляют электронные услуги украинцам. В первую очередь, инициатива коснется таких крупных компаний, как Google, Facebook, YouTube, Adobe, Apple, AliExpress и Netflix.
Соответствующий законопроект № 2634 в Верховную Раду подал нардеп от партии «Слуга народа» и глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев. Поэтому шансы на его принятие достаточно высоки.
По его словам, услуги предоставляемые «мировыми гигантами» в Украине должны облагаться НДС наравне с услугами, которые оказывают резиденты внутри страны.
Если документ примут, то нерезиденты будут платить 20% НДС с электронных услуг, поставляемых украинцам уже начиная с 1 января 2021 года.
Согласно проекту закона, электронные услуги – это:
«Услуги, поставляемые через всемирную информационную систему общего доступа, которая логично связана глобальным адресным пространством и базируется на интернет-протоколе, определенном международными стандартами, автоматизировано, с помощью информационных технологий и преимущественно без вмешательства человека».
К таким услугам, по мнению автора документа, относятся в том числе (но не исключительно):
- Поставки изображений или текстов, в том числе фотографий, электронных книг и журналов и т.д.;
- поставки аудиовизуальных произведений, видео по запросу, игры, азартные игры, включая поставки услуг по участию в таких играх;
- предоставление доступа к информационным, коммерческим, образовательным и развлекательным электронным ресурсам и др. подобные ресурсы;
- предоставление в пользование облачных технологий для размещения данных и т.д.;
- поставки (передача прав на использование) программного обеспечения и обновлений к нему, а также дистанционное обслуживание программного обеспечения и электронного оборудования;
- предоставление рекламных услуг в интернете, мобильных приложениях и других электронных ресурсах.
Что подорожает для потребителя
Инициатива уже успела вызвать вал критики со стороны экспертного сообщества. С одной стороны, госбюджет наполнить это, скорее всего, поможет, но принятие законопроекта приведет к подорожанию всего, что покупается в цифровом виде:
- интернет-реклама;
- скачиваемые приложения;
- онлайн-книги;
- игры;
- обучающие программы;
- платное ТВ;
- оплата услуг международных торговых площадок;
- облачные хранилища и сервера.
«Новый налог в первую очередь скажется на самом потребителе, потому что в итоге, его заплатим мы в цене услуг. Цифровые услуги подорожают за счет самого налога — это просто будет 20% к цене«, – отметила в беседе с UBR.ua партнер ЮК Legal House Наталья Радченко.
Автор законопроекта отмечает, что такой налог – не единоличное изобретение Украины. Он уже существует и в других странах.
«Механизм успешно действует в странах Европейского Союза, Турции, Норвегии, Швейцарии, Японии, ОАЭ и других, и он, к слову, добровольно выполняется самими компаниями-плательщиками. Теория переложения налога давно установила, что непрямой, как кстати и прямой налог, перекладывается с потребителя на продавца и обратно, в зависимости не от вида налога, а исключительно от ценовой коньюктуры«, – говорит Данил Гетманцев.
Правда авто законопроекта не уточняет величину этого налога. Например, в Италии налог на цифровые услуги равен 3%, а не 20%, как предлагается в Украине.
Больше всего в налогообложении компаний-нерезидентов преуспела Россия. Ее пример также приводится в пояснительной записке к поданному проекту закона.
Цифровой НДС был введен там с 2017 года. Компании-нерезиденты должны уплачивать его с продажи на территории РФ электронных услуг: цифрового контента, услуг хранения и обработки информации, регистрации доменов и хостинга и др. При этом компании должны встать на налоговый учет.
«Среди технологических гигантов в контролирующем органе зарегистрировались Apple Distribution International, Google Commerce, Microsoft Ireland, Netflix International BV, Wargaming Group, Bloomberg, Alibaba, Booking.com и др. Всего с момента введения налога на налоговый учет стало 1 580 компаний. По официальное данным в бюджет такими компаниями (B2C) было выплачено в 2017 году — 9,4 млдр. руб., в 2018 — 12 млдр. руб., в I квартале 2019 — 12 млдр. руб. (70% суммы приходится на крупнейшие it-компании)«, – говорится в пояснительной записке к законопроекту Гетманцева.
Гиганты заплатят. Другие – уйдут в тень
В целом, говорят эксперты, инициатива хоть и ложится в политику дрейфа Украины в сторону Евросоюза, но ее внедрение, скорее всего, не своевременна и не лучшим образом скажется на инвестиционном климате и экономическом росте.
К тому же, уровень благосостояния украинцев сильно отстает от других европейских стран и очередной скачек цен, хоть и на товары не первой необходимости, их явно не утешит.
«Последствием будет рост на 20-25% стоимости цифровых услуг нерезидентов для украинского потребителя: сам налог, плюс затраты компаний на его уплату в Украине). Крупные цифровые гиганты платить его будут, средние и малые, вероятно, уйдут в тень», – заметил в разговоре с UBR.ua эксперт Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.
Остались вопросы? Обращайтесь!