До начала рассмотрения жалобы ЕСПЧ предложит заявителю и государству-ответчику заключить мировое соглашение.
С января 2019 года Европейский суд по правам человека тестирует новую процедуру рассмотрения жалоб: до начала процесса заявителю и государству-ответчику в обязательном порядке будут предлагать заключить мировое соглашение.
Это так называемая бесспорная (или несостязательная) процедура. Суд полагает, что она поможет уменьшить срок рассмотрения дела и позволит получать результаты гораздо быстрее.
ЕСПЧ также будет устанавливать различные сроки для различных стадий рассмотрения жалоб.
В целом новая процедура выглядит следующим образом:
После изучения жалобы (если она не является очевидно неприемлемой) Суд предложит заявителю и правительству в течение 12 недель договориться о мировом соглашении (направит сторонам проект декларации дружественного урегулирования с условиями его возможного достижения).
Предложение о дружественном урегулировании не устанавливает того, что нарушение имело место. Если стороны пришли к соглашению, суд исключит дело из реестра. Исполнение дружественного соглашения будет поднадзорно Комитету министров.
Если достичь мирного урегулирования не удалось, суд предлагает государству-ответчику выступить с односторонней декларацией, признав допущенное нарушение и самостоятельно предложив заявителю компенсацию, размер которой ЕСПЧ рекомендует из своей практики.
В случае с Украиной действия государства выглядят следующим образом.
Если обстоятельства дела и предыдущая практике ЕСПЧ дают основания для прогнозирования констатации судом нарушения положений Конвенции, уполномоченное лицо (уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека) принимает меры для урегулирования спора путем заключения соглашения о дружественном урегулировании спора или направления односторонней декларации и выносит этот вопрос на рассмотрение межведомственной рабочей группы (создается при необходимости мирного урегулирования споров, возглавляется министром юстиции).
Эта рабочая группа принимает решение о целесообразности заключения соглашения о дружественном урегулировании спора, направления в Суд односторонней декларации.
Уполномоченное лицо на основании решения межведомственной рабочей группы подписывает соглашение/декларацию, если сумма по соглашению о дружественном урегулировании спора или односторонней декларации не превышает 5 тысяч евро.
Если сумма возмещения по договору о дружественном урегулировании спора или односторонней декларацией превышает 5 тысяч евро, согласие на подписание соглашения/декларации на утвержденных межведомственной рабочей группой условиях предоставляет Кабинет министров Украины путем издания соответствующего распоряжения.
Подписанное соглашение о дружественном урегулировании спора или односторонняя декларация направляются в ЕСПЧ.
Этот механизм изложен в постановлении КМУ от 14.08.2019 №709.
Таким образом, заявитель получит признание нарушения своего конвенционного права и предложение финансовой и/или иной компенсации. Если заявитель согласится с декларацией, суд будет считать, что дружественное урегулирование достигнуто, в противном случае он рассмотрит содержит ли односторонняя декларация достаточно оснований для исключения дела из реестра.
Раскрывать содержание соглашения и предложений сторонним лицам до момента заключения соглашения нельзя.
Если декларацию о дружественном урегулировании примет заявитель, а государство откажется, Суд вступает в состязательную стадию процесса. Срок процесса также составляет 12 недель.
Новая процедура нужна ЕСПЧ, чтобы утвердить принцип субсидиарности, вынудив государства решать проблемы прав человека на национальном уровне.
Преимущества заключения дружественного урегулирования:
- Компенсацию от государства можно получить намного быстрее;
- Не нужно нести затраты на правовую помощь;
- С разрешения суда заявитель может представлять себя сам.
Для отдельных категорий жалоб сохранится прежняя процедура. Это касается жалоб, затрагивающих сложные вопросы права, содержащих новеллы, например проблемы, которые еще никогда не рассматривали с точки зрения той или иной статьи Европейской конвенции, вопросы, важные с точки зрения общественного мнения, и наиболее важные вопросы, связанные с фундаментальными правами человека.
Ранее уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека рассказал о решениях ЕСПЧ по делам против Украины.
Остались вопросы? Обращайтесь!