Депутаты поделили ФЛП на честных и тех, кто находится в рисковых группах и используется для схем крупного бизнеса
Спустя год после принятия законов о тотальной фискализации в парламенте продолжается подготовка к ее внедрению и споры о том, кого из предпринимателей следует обязать пользоваться регистраторами расчетных операций (РРО).
Новые законопроекты, поданные в Верховную Раду осенью этого года, в случае одобрения снимают требования с части ФЛП второй группы и расширяют первую. Однако, если оппозиционные депутаты считают внедрение фискализации без кардинальных изменений в системе ее администрирования неэффективной мерой, и предлагают отменить нововведения в принципе, то в комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики указывают, что для части видов деятельности ее необходимо ввести с целью борьбы с контрабандой и для защиты прав потребителя.
Речь идет о продаже бытовой техники, подлежащей гарантийному ремонту, лекарств и медикаментов, а также о торговле в интернете – эти сферы, по мнению главы комитета ВР Данила Гетманцева, сейчас полностью находятся в тени.
С другой стороны, представители профильного комитета согласились, что предприниматели, торгующие продуктами или предоставляющие услуги в маленьких магазинах, вряд ли могут превысить установленный для них лимит дохода, а значит не представляют интереса для надзорных ведомств государства, в связи с чем к ним новые фискальные правила применять необязательно.
Каким ФЛП не нужно использовать кассовые аппараты
Принятые в 2019 году законы №129-IX и №128-IX обязывают ФЛП 2-4 группы, а также всех «единщиков», работающих в «рисковых» отраслях, использовать РРО уже с 2021 года – на первых такое правило распространится с 1 апреля, вторые же будут обязаны работать по новым правилам уже с первого дня нового года.
От РРО изначально были избавлены предприниматели 1 группы с годовым доходом до 1 млн грн. 12 октября профильный Комитет опубликовал законопроект №2645-д, согласно которому от использования РРО будут освобождена еще часть бизнеса. В первую очередь это произойдет за счет расширения списка видов деятельности 1 группы единого налога на ФЛП, оказывающих услуги в сферах:
- репетиторства;
- индивидуального воспитания детей;
- содержания домашних животных, в т.ч. дрессировки и ухода за ними;
- дизайна;
- реставрации произведений искусства;
- изготовления произведений искусства по индивидуальному заказу;
- рекламных и потребительских фото- и видеоработ, которые уточняют действующие виды деятельности (услуги в сфере фотографии и видеосъемки событий).
Депутаты также предлагают дать возможность состоять на единой системе налогообложения арендодателям, которые сдают помещения общей площадью в 400 кв м для жилой недвижимости (сейчас – 100 кв м) и 900 кв м для нежилой (сейчас – 300 кв м).
Проект закона также разрешает не использовать РРО и ряду предпринимателей 2 группы. Этим правом могут воспользоваться ФЛП, продающие товары исключительно через один торговый объект, зарегистрированный на налогоплательщика и не превышающий площадь в 60 кв м для сел и 40 кв м для городов. Среди видов деятельности, подпадающих под данные требования:
- розничная торговля продуктами питания в неспециализированных магазинах (кроме подакцизной продукции, т.е. алкоголя и сигарет);
- салоны красоты и парикмахерские;
- розничная торговля товарами культурного назначения и товарами для отдыха в специализированных магазинах;
- розничная торговля цветами, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для них в специализированных магазинах;
- розничная торговля сувенирами и изделиями народных мастеров.
Ряд представителей бизнеса и независимых организаций уже поддержали проект, однако все же высказали дополнительные пожелания. Так, в Ассоциации налогоплательщиков Украины (АППУ) отметили, что в нынешней редакции обязанность применять РРО распространяется на таксистов, в то время как более целесообразно фискализировать диспетчерские службы и онлайн-агрегаторы, чтобы те выдавали пассажиру электронный чек.
Кроме того, в АППУ считают, что граничная площадь торгового объекта, предложенная депутатами, не согласуется с минимальным размером дохода, который могут получать «единщики» 2 группы (5 млн грн). Соответственно, в организации предлагают определить ее в 100-120 кв м для городов и 200 м для сельской местности.
Честные микро-ФЛП или схемы крупного бизнеса
Обязательное применение РРО, вне зависимости от дохода, с 1 января 2021 года будет предусмотрено для предприятий в сфере туризма, ресторанов, предприятий осуществляющих продажу ювелирных изделий, текстиля, автозапчастей или товаров через интернет.
Часть депутатского корпуса считает фискализацию ФЛП, призванную в том числе детенезировать серый бизнес, неэффективной. Как указывается в законопроекте №3853-2, независимо от размера дохода РРО уже должны использовать продавцы гарантийной техники и лекарств. При этом «ожидаемых результатов по детенизации этих сфер экономической деятельности, легализации такой деятельности, увеличение занятости и доходов бюджета не произошло», в то время как возросла нагрузка на легальный бизнес.
Такую позицию в комитете ВР считают подыгрывающей крупным предпринимателям, которые нелегально ввозят в Украину электронику и лекарства, а впоследствии продают их через сеть ФЛП. Согласны с этим и в Ассоциации «Украинские импортеры бытовой техники», гендиректор которой, София Арасланова, на пресс-конференции 28 октября объяснила, ссылаясь на исследование компании GfK, что 81% незаконно ввезенной техники сбывается через предпринимателей на упрощенной системе налогообложения.
«По сути злоупотребление упрощенной системой налогообложения на рынке наших товаров стала схемой агрессивного налогового планирования. Хотя естественным образом она не является тут уместной – любой торговец ввиду высокой стоимости товаров достигает максимального лимита на упрощенной системе за считанные недели«, – аргументировала Арасланова.
Обязательная фискализация уже привела к значительному увеличению налоговых поступлений от легальных игроков рынка – в период с 2016 года, когда сфера еще не была фискализирована, до 2019-го компании увеличили платежи по налогу на прибыль на 90%.
Окончательно ограничить нелегалов до сих пор не позволило фактическое отсутствие штрафа за невыдачу фискального чека вместе с товаром покупателю (ранее – всего 1 грн). Уже сейчас размер санкции увеличен, а с 1 января она будет составлять 100% от суммы товара за первое нарушение и 150% – за каждое последующие.
Кроме того, выявлять факт нарушения будет выгодно и покупателю, который благодаря внедрению механизма кешбека сможет вернуть полную сумму покупки, если обнаружит, что выданный ему чек не находится в базе данных государственной налоговой службы.
Таким образом, нарушитель будет подвергнут двойному риску, что сделает, как считают сторонники изменений, работу в нелегальной сфере невыгодной. По данным GfK, сейчас в сфере бытовых электронных товаров доля серого рынка составляет 23%, что в денежном эквиваленте равно 20,5 млрд грн. Всего же в 4 «рисковых» отраслях (лекарства, автозапчасти, бытовая техника, алкоголь) доля серого импорта составляет около 82 млрд грн в год.
Останутся ли лазейки для нелегалов при новом законодательстве
По словам Софии Араслановой, для борьбы с продажей незаконного импорта также необходимо препятствовать самому ее ввозу на таможне. Согласны с этим и опрошенные UBR.ua эксперты, которые скептически отнеслись к перспективам полноценного достижения с помощью внедрения данной реформы поставленных целей – то есть детенизации.
Глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслан Соболь убежден, что для борьбы с серым импортом стоит провести реформу контроля прошедших через границу Украины товаров.
«На границе просто можно присваивать QR-код любому товару, что давно работает в ЕС. Если граница не дырявая и выполняет свою функцию, то QR-код становится паспортом зашедшего товара, а покупатель, отсканировав его, будет знать, откуда он зашел, сколько с него было заплачено таможенных сборов, кто завез, был ли он реализован до этого. Это легко и недорого«, – предложил Соболь.
С другой стороны, эксперты соглашаются, что фискализация не будет действенной, пока в получении качественного товара не будет заинтересован сам потребитель. Он же ориентируется в первую очередь на стоимость продукции, которая у нелегальной как минимум на размер неуплаченных пошлин и НДС является более низкой.
До последнего момента одной из крупных возможностей сбыта серой продукции оставался интернет. Согласно мартовскому исследованию общественной организации «Союз потребителей Украины», на 6 из 25 наиболее популярных торговых онлайн-площадок все еще встречались товары без указания субъекта хозяйствования. После обязательства выдавать фискальные чеки – электронные или обычные, – этот коридор будет существенно сужен.
Несмотря на это, найти каналы сбыта для теневого рынка все еще будет возможно благодаря переводу с карты на карту физических лиц, наложенному платежу по почте, а также доскам онлайн-объявлений вроде OLX.
«Прямые продажи остаются вне регулирования, – отметил в разговоре с UBR.ua Виталий Собкович, управляющий партнер юридической компании «Альянс правовых сил». – Если я захотел продать что-то втемную, то как «физик» через маркетплейс этого не сделаю, а ФЛП должен выдавать фискальный чек. Маркетплейс выдает требования для субъектов предпринимательской деятельности и, как организатор купли-продажи и доставки, не заинтересован в незаконных схемах. Но на «досках объявлений», где и физлица, и ФЛП смешиваются в кучу, такая возможность остается«.
Читайте также:
- Все равно штрафуют. Бизнес не может вовремя отослать в налоговую отчетность из-за сбоев
- Страховой полис защитит малый бизнес от проверок
- Контролирующие органы возвращаются с проверками. Как подготовиться к визиту
- С самозанятых и ФЛП вправе взыскивать штрафы даже после их закрытия
- Почти половина украинцев готова уклоняться от налогов
Остались вопросы? Обращайтесь!
Мы проконсультируем Вас, поможем организовать бизнес, выбрать систему налогообложения, а в случае необходимости – сопроводим процесс организации Вашего бизнеса по юридическим, бухгалтерским, налоговым, а также финансовым вопросам. И поверьте, Ваши деньги непременно вернутся к Вам.