Запросы налоговых органов. Налоговые запросы
Запросы налоговых органов, ответ на налоговые запросы — это направление налогового консультанта юридической фирмы AGTL Харьков, Киев, Одесса. При проведении налоговых проверок, а также вне таких проверок, налоговые органы могут запросить дополнительные документы и информацию у налогоплательщика или его контрагентов. Причем иногда на практике такой запрос может быть составлен с существенным превышением прав налоговых органов. Отвечать или нет?
Пояснения по таким запросам могут оградить налогоплательщика от рисков или, напротив, стать причиной новых доначислений. Кроме того, могут возникнуть ситуации, когда налогоплательщик просто не может представить документы по запросу: запрашиваемые документы могут отсутствовать, могут быть утеряны или составлены с ошибками. Что же делать налогоплательщику в таком случае, ведь непредставление документов повлечет за собой наложение штрафа?
При кажущейся простоте этого действия, как правило, именно ответы на запросы лежат в основе коммуникации с ответственным органом – от такого ответа зависит все последующее общение с налоговым органом на несколько периодов вперед.
Пришел запрос?
Налогоплательщики периодически получают запросы налоговых органов о предоставлении информации и ее документальном подтверждении (далее – запросы).
Эти запросы зачастую смущают налогоплательщиков, потому что:
- либо содержат требование предоставить информацию более широкого спектра, нежели предусмотрено основаниями для направления запроса;
- либо, по мнению налогоплательщика, неправильно оформлены.
Статьей 73 Налогового кодекса Украины закреплено право контролирующих органов направлять письменные запросы налогоплательщикам о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Но, получив такой запрос, не всегда обязательно предоставлять пояснения и копии первичных документов. Ведь в большинстве случаев, получив копии истребованных документов, контролирующие органы проводят проверки, и фиксируют нарушения норм налогового законодательства. В следствии законопослушный налогоплательщик получает налоговое уведомление-решение, в котором ему доначисляют сумму налога или штрафные санкции.
Но и игнорировать такой запрос нельзя, поскольку налоговым кодексом Украины закреплено, что не предоставление ответа на такой запрос считается основанием для проведения внеплановой документальной проверки.
Проведение проверки обычно сопровождается потерей большого количества времени, а по результатам проверки компания все равно в большинстве случаев получает налоговое уведомление-решение о доначислении суммы налогов, или о применении штрафов. В дальнейшем обжалование ППР потребует значительно больше средств и времени, нежели подготовка своевременного и обоснованного ответа на запрос.
Как ответить на запрос?
В соответствии с п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), налоговые органы имеют право обратиться к налогоплательщикам с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на налоговые органы функций, и ее документального подтверждения. Порядок получения налоговой службой такой информации определен постановлением Кабинета Министров Украины №1245 от 27.12.2010 г.
Основания запроса
Письменный запрос направляется плательщику налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы;
- для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;
- выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов;
- относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
- в случае проведения встречной сверки;
- в иных ситуациях, определенных НКУ.
Оформление запроса
Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и обязательно содержит:
- номер и дату;
- ссылку на нормы законодательства, в соответствии с которыми налоговый орган имеет право на получение такой информации;
- основания для запроса;
- перечень запрашиваемых вопросов и подтверждающих документов;
- санкции за неисполнение требований запроса.
Вручение запроса
Запрос считается врученным, если он послан по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку налогоплательщику или его должностному лицу, а в случае направления в электронном виде – при поступлении сформированного программным обеспечением сообщения о доставке. В случае если запрос составлен с нарушением указанных выше требований, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Налогоплательщики обязаны подать запрашиваемую информацию и документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, наступающего за днем поступления запроса.
Выдавать оригиналы документов за пределы предприятия по письменному запросу налоговых органов добровольно не следует (пп. 20.1.23 п. 20.1 ст. 20, п. 85.5 ст. 85 НКУ). Исключение составляют лишь случаи изъятия документов:
- по решению суда;
- по постановлению следователя о производстве следственных действий – обыска либо выемки (ст.ст. 177, 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины);
- по решению суда об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов (п.п. 20.1.40 п. 20.1 ст. 20 НКУ).
Ответ на запрос должен содержать
1. Номер и дату запроса налогового органа, на который предоставляется ответ.
2. Преамбулу: «Внимательно изучив…, вынуждены сообщить следующее».
3. Аналитическую часть. Необходимо провести последовательный анализ ссылок на все указанные в запросе нормативно-правовые акты, и в случае если они применены неверно либо не к месту, указать на несоответствие требованиям действующего законодательства. При желании можно разъяснить, в каких случаях требования запроса являлись бы правомерными и были бы удовлетворены.
4. Формулирование вывода о том, что указанные в запросе требования не соответствуют действующему законодательству, а потому не могут подлежать исполнению.
5. Вежливое напоминание о том, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины).
6. Вежливое прощание.
Важно обратить внимание на то, что немотивированный отказ в предоставлении указанных в запросе документов является основанием для проведения внеплановой проверки. Поэтому отвечать на запросы налоговых органов необходимо обязательно. При этом вы либо удовлетворяете требования в запросах налоговых органов, предоставив копии всех необходимых документов, либо должны дать письменный мотивированный отказ в удовлетворении таких требований.
Обязательно необходимо ссылаться на нормы действующего законодательства, которые вы считаете нарушенными, как на обоснование отказа в предоставлении запрашиваемой информации и документов. Также в ответе на запрос желательно акцентировать внимание на том, что вы являетесь законопослушным добросовестным налогоплательщиком и в случае предъявления законных требований обязуетесь незамедлительно их выполнить.
Как представить органу ГФС (вручить или отправить) ответ на запрос либо отказ в представлении информации?
Ответ на запрос либо письмо с отказом в представлении запрошенной информации вы можете:
- направить органу ГФС по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись вложения, заверенная работником почтового отделения, будет доказательством того, какие именно документы вы направили в адрес органа ГФС, а уведомление о вручении станет доказательством получения органом ГФС этого письма;
- непосредственно передать органу ГФС. В этом случае проконтролируйте, чтобы на втором экземпляре вашего ответа был проставлена отметка о его получении органом ГФС.
Содержание услуги
Наши специалисты будут рады помочь Вам в подготовке ответов на запросы для налоговых органов, в частности:
- проанализировать запрос с точки зрения полномочий налогового органа на получение истребуемой информации;
- дать консультацию о возможных последствиях ответа на запрос, его мотивах и причинах;
- подготовить пояснения для налогового органа, максимально соответствующие интересам налогоплательщика;
- при необходимости представлять интересы налогоплательщика при даче устных пояснений в налоговом органе;
- обжаловать действия налогового органа и его должностных лиц, если это нужно для защиты интересов налогоплательщика.
Каким бы сложным ни оказался запрос налоговых органов, наши клиенты вправе рассчитывать на оперативную помощь со стороны наших специалистов, которые помогут построить взаимодействие с налоговыми органами с наиболее выгодной для налогоплательщика позиции.
Ежегодно, благодаря усилиям нашей компании, налогоплательщики, пользующиеся нашими услугами, в т.ч. ответы на запросы налоговых органов, экономят значительное количество средств. С правовой помощью наших юристов Ваша компания будет надежно защищена от необоснованных запросов контролирующих органов.
Мы проконсультируем Вас, поможем организовать бизнес, выбрать систему налогообложения, а в случае необходимости – сопроводим процесс организации Вашего бизнеса по юридическим, бухгалтерским, налоговым, а также финансовым вопросам. И поверьте, Ваши деньги непременно вернутся к Вам.
Подписывайтесь на (@AGTLua) наш Telegram-канал публикаций t.me/AGTLua
Звоните! +38 (050) 676-34-45, +38 (098) 028-08-51.